Отличие маркетплесов от онлайн-магазина
Ответственность маркетплейсов перед потребителями
Для начала необходимо разобрать в разнице понятий онлайн-магазин и маркетплейс.
Онлайн-магазин продает от своего имени часто собственную продукцию и это сайт конкретной фирмы, а маркетплейс в отличие от магазина представляет продукцию разных компаний и является, по сути, собирательным каталогом, где разместить свой товар сможет любой производитель. По факту маркетеплейс это товарный рынок в цифровом формате.
В рамках закона «О Защите прав потребителей» любая площадка онлайн продажи товаров, признается «агрегатором информации о товарах и услугах»
Основные маркетплейсы в России на момент 2023 года
- Wildberries.
- Ozon.
- Lamoda.
- AliExpress.
- «Яндекс Маркет».
Правовые отношения внутри маркетплейсов, между участниками оформляются: как агентское соглашение, если маркетплейс сам реализует товары в интересах изготовителя или импортера, действуя в собственных интересах и от своего имени. Либо как договор возмездного оказания услуг, в этом случае маркетплейс, выступает интерент-рынком, предоставляя участникам поддержку по продвижению продукции на собственной платформе.
Ozon, например, заключает с продавцами «смешанный» договор, конструкция которого позволяет выступать и агентом и продавцом.
Ответственность маркетплейсов перед потребителем
Ответственность площадок дистанционной продажи товаров перед покупателями регламентирована Постановленим Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 , которое обязывает продавца в рамках дистанционной торговли предоставлять покупателям полную информацию о: себе, качествах товара, производителя товара, свойствах и условиях гарантии.
Между тем, в судебной практике имеется некоторые разногласия в части решения вопросов о разграничении ответственности между продавцом, производителем товара и покупателем. Например, при возврате бракованного чайника суд считает обоснованным взыскать деньги с маркетплейса Wildberries (дело № 2-234/2017). В случае, когда рассмотрения дела о неисправной радиосистемы, покупателю было предложено взыскать денежные средства с продавца, а не с маркетплейса ( пример — № 88-23859/2021). Lamoda признали надлежащим ответчиком, когда истец решил вернуть одежду, купленную через этот сайт (дело № 2-3522/2020). Другой неоднозначиный пример – это дело «Яндекс Маркет», которого признали посредником в отношениях между продавцом и покупателем, который как установил суд не уполномочен принимать и рассматривать претензии покупателей по поводу некачественного товара (дело № 8Г-22660/2021).
Мнения судей в настоящее время не имеют единого обобщённого вывода, в связи, с чем каждое дело необходимо рассматривать сугубо индивидуально.
Алгоритм работы юристов ЮКРА по спорам с маркетплейсами Ozon Wildberries Яндекс-Маркет
Юристы по маркетплейсам готовиться в спору выступая медиатором на этапе претензии, помогаем подобрать судебную практику по аналогичным делам, аргументируя позицию устоявшимися судебными решениями, мы убеждаем не доводить дело до суда и решить конфликт мирным путем.
Конфликт, не разрешенный в досудебном порядке перходит в следующую стадию – судебное разбирательство.
Куда может обратиться за вас юрист по маркетплейсам, при нарушении ваших права:
- в Роспотребнадзор, если ваш товар был доставлен потребителю в ненадлежащей форме (например, нес угрозу жизни и здоровью покупателя) или были нарушены сроки рассмотрения претензий;
- в управление по борьбе с экономическими преступлениями, если было зафиксировано, что ваш брендовый товар фальсифицировали;
- в ФАС, если вы усматриваете нарушение антимонопольного законодательства в действиях маркетплейса;
- в прокуратуру, при совершении правонарушений сотрудниками магазина, если было отказано в возврате средств или уничтожен товар;
- в суд, в ситуациях, когда по обоснованной претензии было вынесено отрицательное решение или сроки ответов на жалобы игнорируются.
Наш юрист по маркетплейсам внимательно анализирует ситуацию клиента и предлагает самый проверенный способ воздействия на маркетплейс. Далее мы ведем работу по делу, консультируя, составляя документы, выступая представителем в компетентных органах. Большинство претензий удовлетворяются!